ТехработыВнимание! Регистрация на сайте отключена по техническим причинам.

ТЕМА: "Маленький принц" и "Дюна"

"Маленький принц" и "Дюна" 25.02.2016 01:12 #1

В литературном мире очень много книг, которые имеют столько сходства между собой, что само собой предполагается заимствование, вольное или невольное. В мире литературной сказки тоже есть такие пары: "Щелкунчик" Гофмана и более поздняя "Алиса" Кэрролла, роман Булгакова о Мастере и Маргарите и романы Роулинг о Гарри Поттере и... (а вот что после "и", автор семь раз выбирал из разных вариантов). Такой же пример - "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери (1943 г.) и "Дюна" Фрэнка Герберта (1965 г.) Здесь начинается наше исследование.

Что общего в главном? Песчаная пустыня с дюнами. Звездное небо. Обитаемые планеты. Полное отсутствие инопланетян, все жители планет - люди и животные. Мальчик, который становится главным героем в детстве и уходит в мир взрослых. Ясновидение (Маленький принц проявляет его не слабее, чем юный герцог Пауль Атрейдес, который "мал для своих лет"), идея "самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце". Знал ли Герберт книгу Экзюпери? Наверняка - на английском языке она была издана в США в том же 1943-м. И если перейти с языка науки на язык поэзии, то можно увидеть, как маленькая сказка перерастает в большой роман, маленькая песчаная змейка превращается в огромного песчаного червя, а маленький мальчик становится взрослым мужчиной.

Да, кстати, сколько лет Маленькому принцу? Пять? Десять? В пять и десять такими взрослыми и пафосными фразами не изъясняются! "Я был еще слишком молод, я еще не умел любить". Так говорят в пятнадцать. Паулю тоже пятнадцать, и он тоже меньше на вид, чем кажется, но в нем скрывается то, что сильнее многих сил взрослых... И он, как Маленький принц, "смеется над номерами и цифрами" - по крайней мере точно их не любит.

Теперь перейдем непосредственно к тексту. Цитаты из "Маленького принца" в переводе Норы Галь, из "Дюны" в переводе Павла Вязникова.

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея - удав - глотала хищного зверя.
Это один из двух змеиных образов, которые сложились и выросли в песчаного червя "Дюны". Червь знаменит тем, что может проглотить все, что его раздражает (например, машину для сбора спайса). Нарисованный удав, проглотивший слона, стал критерием для размеров песчаного червя, а вопрос "не страшно ли?" породил "литанию против страха".

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием.
Рисование в мире "Дюны" не в почете. В "далеком будущем" процветает музыка, скульптура, театр, киносъемка, а рисованию как будто нет места. Все вышеуказанные науки Пауль изучил до превышения предела: узнал описание множества планет, историю (вернее, память) всех своих предков, рассчитал способ захвата верховной власти и начал писать новые законы.

Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.
Так вот и Пауль практически никому не мог объяснить толком свои видения, даже родной маме.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика.

Пауль и это изучил до превышения предела - провел свой летающий орнитоптер через такую песчаную бурю, в которой его стали считать погибшим, и выжил.

И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре.
Пауль делает вынужденную посадку в глубокой пустыне, хотя и не только потому, что орнитоптер потрепало бурей - еще и потому, что больше некуда лететь.

Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю.
Пауль выбирает "погибнуть", то есть пойти на риск, а воды в пустынном комбинезоне хватает именно на неделю. "Исправит" он не мотор, а ситуацию - ведь он был не там, где "тысячи миль от человеческого жилья", а там, где скрывались фримены, которых он после и возглавил.

Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Начал осматриваться. И вижу - стоит необыкновенный какой-то малыш и серьезно меня разглядывает.
Вот так встретили Пауля фримены. Для них он поначалу просто "необыкновенный малыш", от которого ждут, что он исполнит древнее пророчество. То, что с ним в том путешествии была еще леди Джессика, его мама, значения не имеет - у Экзюпери нет такого образа.

Маленький принц звонко засмеялся, так что меня взяла досада: я люблю, чтобы к моим злоключениям относились серьезно.
Пауль поначалу очень весел, но чем ближе книга к концу, тем он серьезнее. "Злоключения" фрименов он понимает далеко не сразу и лидером становится за два года.

Тут мой друг опять весело рассмеялся:
- Да куда же он пойдет?
- Мало ли куда? Все прямо, прямо, куда глаза глядят.
Тогда Маленький принц сказал серьезно:
- Это ничего, ведь у меня там очень мало места.
И прибавил не без грусти:
- Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...

Еще одна иллюстрация того же. Последнюю фразу можно понять и как ошибку "прямого пути" Бене Гессерит по созданию сверхчеловека (которым Пауль оказался вопреки всем их расчетам), и как ошибку "прямого пути" фрименов, которые много столетий собирали воду по каплям для изменения планеты Дюны, а Пауль, став Императором, просто привез недостающую для этого воду с планеты Каладан. Гибкость мышления - важное качество для человека.

Я вам рассказал так подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры.
Автор приводит в конце книги, в примечаниях, множество научных и цифровых данных. В тексте их мало, потому что Пауль цифры явно не любит.

Ибо я совсем не хочу, чтобы мою книжку читали просто ради забавы.

Фрэнк Герберт подписался бы под каждым словом. В "Дюне" не меньше аллегорий.

- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Это правило существует и для герцогов и баронов Империи, каждый из которых владеет своей планетой. Вот только порядок в их представлении сильно различается.

О Маленький принц! Понемногу я понял также, как печальна и однообразна была твоя жизнь. Долгое время у тебя было лишь одно развлечение - ты любовался закатом.

Жизнь фрименов печальна и однообразна, особенно для Пауля, который знает другую жизнь. А закат в пустыне и на Дюне прекрасен.

Маленький принц начинает свое путешествие, описывая "странных взрослых". Все эти портреты сходятся с реалиями "Дюны".

Король повел рукою, скромно указывая на свою планету, а также и на другие планеты, и на звезды.
- И все это ваше? - переспросил Маленький принц.
- Да, - отвечал король.
Ибо он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений.

Это Император, который правит всей исследованной Вселенной. И он всегда "старается отдавать только благоразумные приказания" и ждет "благоприятных условий", однако переоценивает себя и терпит неудачу.

- А как это - почитать?
- Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.
- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!
- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!
- Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но какая тебе от этого радость?
И он сбежал от честолюбца.

Это Харконнены, у которых все есть, но не хватает славы и почитателей. Правда, в "Дюне" их тщеславие настолько же больше и опаснее, насколько сама "Дюна" больше и серьезнее "Маленького принца". Аплодировать они обычно заставляют рабов, а сбежать с планеты Харконненов очень непросто.

- Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц. Ему очень хотелось помочь бедняге.
- Совестно пить!

Это спайс. Он вызывает очень сильное привыкание, но если это и "совестно", то сразу забывается, когда спайс используется в работе - для ясновидения, например.

- А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов... Уж не знаю чего... У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да пять - семь...

Это Гильдия космических навигаторов, которая тоже уверена, что "владеет звездами", когда короли "только царствуют". Гильдиеры всю жизнь занимаются математикой и все время ведут расчеты, чтобы водить корабли в космосе.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Это Атрейдесы, которые всегда верны своему слову и посылают остальным планетам сигнал, какими надо быть. Постоянное зажигание и тушение огня - это не столько уговор для одной планеты, сколько сигнал для всех окружающих: те смотрят на мерцающий источник света и понимают, что "свет во тьме светит и тьма не объяла его" (Евангелие). Конечно, от этого Атрейдесы сильно страдают. "Плохо твое дело" - это про них. С этого сама "Дюна" и начинается.

Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник.
Это биографическая литература, столь популярная в "далеком будущем". Для биографии, как и для географии, нужны достоверные сведения и доказательства. Вместо старика Герберт вводит в роман принцессу, которая тоже пишет "толстенные книги", огромное множество, и каждая глава начинается с отрывка из какой-нибудь ее книги. Из дворца эта принцесса выходит не слишком часто.

- Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.
Маленький принц внимательно посмотрел на нее.
- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...
- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.
Маленький принц улыбнулся.
- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...
- Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль, - сказала змея.

Это второй из двух змеиных образов, породивших песчаного червя. Черви обладают огромной силой и могут больше, чем Император (они просто животные, но активно вредят его добыче спайса), а путешествовать они могут и фрименов на себе носят. И к ним тоже относятся слова "Я решаю все загадки" - именно они оказываются в итоге создателями спайса.

Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.

Это фримены. Жители пустыни (хотя у Экзюпери Лис жил вовсе не в пустыне, там просто основное место действия), умеющие передвигаться неслышно и незаметно, вынужденные постоянно хитрить и лисить. Пауль приручает их и до конца жизни остается за них в ответе. А до того они охотятся за водой, как Лис за курами, и скрываются от стрелков Императора, как Лис от охотников. Маленький принц находит среди лисов "единственного" и становится "единственным для него". Пауль находит среди фрименов "единственую" (Чани, которая умна, как Лис, и красива, как Роза) и становится "единственным для нее". И да, фримены очень любят "соблюдать обряды".

После недолгого молчания Маленький принц спросил:
- А у тебя хороший яд? Ты не заставишь меня долго мучиться?

Яды и отравления - одна из любимых тем Герберта. Многие из них действуют так, что жертва в самом деле долго не мучится. Змея становится для Маленького принца едва ли не богом, дарующим смерть - так и фримены (впоследствии вместе с Паулем) поклонялись смертоносному Шаи-Хулуду, именем которого и были названы песчаные черви.

Я развязал его неизменный золотой шарф. Смочил ему виски и заставил выпить воды. Но не смел больше ни о чем спрашивать. Он серьезно посмотрел на меня и обвил мою шею руками. Я услышал, как бьется его сердце, словно у подстреленной птицы. Он сказал:
- Я рад, что ты нашел, в чем там была беда с твоей машиной. Теперь ты можешь вернуться домой...
- Откуда ты знаешь?!
Я как раз собирался сказать ему, что, вопреки всем ожиданиям, мне удалось исправить самолет!

Примерно так выглядел Пауль, когда выпил "Воду Жизни" (странную и опасную жидкость) и довел до превышения предела свое ясновидение. Фримены часто удивляются: "Он знал! Никто не говорил ему - а он знал!"

Наконец, Маленькому принцу иногда приписывают аутизм (синдром Каннера или синдром Аспергера). Думал ли так Герберт? Едва ли. Но в продолжении его "Дюны" (это уже другая книга) мы видим такие строчки:
"Золотой скиталец, вечно живущий
На грани рассудка
".
Это о Пауле. Там же, ниже:
"И Шаи-Хулуд, он ждет его, он ждет
На том берегу, где разлученных соединяет вечность,
В возвышенном томлении любви.
И он шагает сквозь бесконечный лабиринт Времени.
И осыпается дурацкое обличье его видений.
"
Тоже о Пауле, но разве не подходят эти слова к Маленькому принцу? Аллегори становятся реальностью. Постоянное ожидание. "Скорей напишите мне, что он вернулся..."

Post scriptum. Между "Маленьким принцем" и "Дюной" есть большое различие. Вторая книга была написана Гербертом за шесть лет, в мирное время, с тщательными исследованиями в самых разных областях науки. Первая книга была написана Экзюпери за один или два года на войне, в перерывах между боевыми вылетами, любой из которых мог стать последним.
"И все звезды ему отдавали свою нежность..."
Гости не могут оставлять сообщения. Зарегистрируйтесь, пожалуйста!

"Маленький принц" и "Дюна" 13.01.2017 19:48 #2

Первая книга была написана Экзюпери за один или два года на войне, в перерывах между боевыми вылетами, любой из которых мог стать последним.
Признаю свою ошибку. Да, не в перерывах между боевыми вылетами, а во время отдыха в Нью-Йорке, когда Франция была побеждена Гитлером, а в освободительное движение Шарля де Голля Антуан вступить еще не мог - это он только через год сделал.
Гости не могут оставлять сообщения. Зарегистрируйтесь, пожалуйста!

"Маленький принц" и "Дюна" 20.01.2017 12:58 #3

А вот еще одна параллель в русской филологической мысли:
«Дюна» чем-то мимолетно напоминает Экзюпери и его философского «Маленького принца». Разница в том, что этот принц стал старше, отбросил детско-несущественно-сентиментальную непосредственность и начал вести настоящее умное сражение за свою планету, свой род и свою жизнь. Роман соткан из множества тайн, слоев значимости и легенд, но главная из них – это, пожалуй, тайна, которой владеет Квисатц Хадерах.

Agrus, рецензия на «Дюну» 1 ноября 2011 (источник).
Гости не могут оставлять сообщения. Зарегистрируйтесь, пожалуйста!
Разработка сайта: Яковлева Анастасия