Андрей Шевченко, к.психол. наук, дефектолог, Центр развития речи и движения "Круг общения":
"Игра на полу - способ развития речи
Почти всегда я работаю с детьми на полу, и это дает неплохие результаты. Осваивая моторное и сенсорное пространство, ребенку легче знакомиться с предметами и действиями с ними.
Почему я не сажаю ребенка за стол?
Если ребенку сложно общаться с помощью слов и общение происходит с помощью мимики, жестов и действий, за столом очень скоро ему становиться скучно и он хочет уйти. Я встречаюсь с тем, что уже в 3-4 года ребенок знает, что если появился стол и стул, то скоро будут занятия. Будут занятия, а значит его буду спрашивать, а отвечать пока не получается.
Поэтому проще начать игру на полу с помощью тех предметов, которые интересны ребенку.
Дома можно играть под столом или на диване, с подушками или покрывалом. В центрах развития или игровых комнатах можно использовать игровые модули - большие цилиндры, треугольники, маты. Начинайте вовлекать ребенка, мотивировать на движение. Путь он начнет двигаться, перелазить через модули и начнется общение. Создавая игровые препятствия можно выстроить мотивацию к общению. Появляются новые звуки и слоги, а это уже частички новых слов.
Как это делать?
Например, сидя на диванной подушке или треугольном модуле, можно прекрасно передвигаться по полу, возможно, начнется "шторм" и подушки начнут качаться, это может быть весело и неожиданно. Ребенок будет учиться подстраиваться под изменения окружающей среды, это будет новая веселая ситуация, и это будет общение двух человек. А общение двух человек - это всегда диалог сначала с помощью действий, а потом с помощью слов".