Друзья,
На этой неделе мы рассказывали вам о новом тренинге по трудоустройству, на котором студенты знакомятся с тем, какие есть компании, какие в них бывают ценности, правила и требования к сотрудникам.
Герой сегодняшнего лонгрида – Феликс. Воспитанный, интеллигентный и застенчивый молодой человек, который подходит к любому делу очень серьезно.
Феликс и его трудовые будни
Феликсу 33 года. Он независимый и взрослый.
Говорить Феликс начал рано. К трем годам близкие стали замечать замкнутость и стереотипные движения. В пять лет ему поставили диагноз.
Благодаря маме, ее упорству и вере в Феликса, его взяли в обычный детский сад.
Феликс закончил обычную школу – это тоже для наших студентов несомненное достижение и одновременно удача. Это всегда результат огромного труда и деятельной заботы со стороны семьи. Но после школы – та же история, что и у других наших ребят: разработанного жизненного маршрута не было. И здесь поддержки близких уже недостаточно – потому что нет принимающей социальной инфраструктуры. Проще говоря – некуда идти.
Феликс закончил курсы по переплетному делу в профессионально-реабилитационном центре. Вот уже 14 лет посещает межрегиональную общественную организацию "Хэсэд". Три раза в неделю занимался в художественной студии.
У Феликса есть опыт работы на заводе медицинского оборудования. Несколько лет назад на протяжении пары месяцев, по пять дней в неделю, он выполнял подсобные работы.
В Центр Феликс пришел весной 2015 года. Основной его целью было попасть в нашу программу сопровождаемого трудоустройства. Феликсу нужна была помощь в том, чтобы найти работу на неполный рабочий день, овладеть доступной рабочей специальностью.
А еще – в том, чтобы расширить круг общения, включить в него сверстников.
Несмотря на самостоятельность и жизненный опыт, социальные связи для Феликса – предмет специальной работы. У Феликса сложности с установлением контакта, у него бывает стереотипное поведение. Феликсу бывает непросто обращаться, он может отвечать на вопросы односложно, скороговоркой или отвернувшись. Требуется примерно две недели, чтобы он привык к человеку.
И все же Феликс – один из немногих, кто смог четко и осознанно сформулирвать, о чем он мечтает. Однажды на группе он сказал, что хочет работать и создать семью. И тут же объяснил, почему – чтобы зарабатывать деньги, помогать маме, быть самостоятельным.
Центр
Центр для Феликса стал площадкой, где он стал тренировать навыки общения – именно они важны для работы даже в большей степени, чем собственно трудовые.
Коммуникативные навыки тренируются в совместной деятельности с другими студентами и мастерами. Феликс ходит в Центр по пятницам, посещает графическую мастерскую, иногда швейную. Когда он немного освоился и привык, стал более разговорчивым – постепенно начал делать более сложные операции в мастерских, например, выкройки обложек для блокнотов.
Ему нравится общаться с мастерами и тьюторами. Он задает вопросы, часто просит прокомментировать его действия.
По пятницам Феликс приходит на целый день, всегда берет на себя дежурство. Расставить столы, разложить приборы, собрать всех на обед – Феликс всегда внимательно следит за временем, чтобы не пропустить той минуты, когда нужно дать звонок.
После мастерских Феликс не уходит домой – идет на музыкальное занятие. А по субботам приходит на факультатив по керамике.
Работа
И вот в ноябре прошлого года Феликс вместе с тьютором сходил на первое собеседование и прошел три дня стажировки.
Работа была кропотливая, требующая внимания, аккуратности и хорошей моторики. Нужно было выполнять подсобную работу, обрабатывать пластиковую поверхность специальным покрытием для подготовки рекламных конструкций. Феликс сразу же понял смысл деятельности, выполнял все старательно, медленно, с небольшим количеством ошибок.
Как и любому человеку, Феликсу было нужно время, чтобы привыкнуть к пространству, к месту, овладеть навыком на хорошем уровне. Этого времени работодатель уделить Феликсу не смог. Стажировку пришлось прервать.
Первый неудачный опыт не отбил у Феликса желания и стремления продолжать поиски! Мы помогли ему заполнить тест по профориентации, помогали готвиться к собеседованию.
В феврале мы начали сотрудничество с клиникой "Прогноз". Из четырех кандидатов от Центра работодатели выбрали Феликса. Он хорошо держался, отвечал на сложные вопросы и произвел хорошее впечатление.
Феликс работает в клинике. В его задачи входит занесение данных в таблицу 1C на компьютере. Первое время он делал много ошибок, торопился выполнить задания, был невнимателен – хотя быстро понял суть работы.
Возникли закономерные трудности и с общением: Феликс сложно принимал конструктивные замечания, ему всегда казалось, что его ругают, он начинал сопротивляться и оправдываться. На протяжении трех месяцев тьютор сопровождал Феликса на рабочем месте, учил справляться с трудными ситуациями – обращаться за помощью к наставнику, отмечать непонятные места, задавать вопросы.
Да, очень важно отметить, что в организации пошли навстречу нашей просьбе и выделили сотрудника для того, чтобы Феликсу было легче присоединиться к общему рабочему процессу.
Мы также помогали ему с освоением последовательности действий, создали для него визуальную поддержку, где прописан и нарисован алгоритм действий – какую кнопку нажать, с чего начать занесение данных и т.д.
Постепенно Феликс освоил необходимые навыки, стал чувствовать себя увереннее, осознал, что лучше делать меньше, чтобы не допускать ошибок.
Теперь он может обратиться за помощью к наставнику, а потом и к другому сотруднику.
Сейчас Феликс стажер компании, с прошлого месяца стал получать стажерскую зарплату – 5 100 рублей в месяц. Начал работать в основной базе клиники.
Мы работаем для того, чтобы у таких самостоятельных и осознанных студентов была возможность найти работу, быть включенными в большую жизнь, строить отношения и общаться с разными людьми. Даже самым мотивированным, взрослым и самостоятельным нашим студентам необходима поддержка и постоянное сопровождение на рабочем месте – пока они не освоят нужные навыки и не станут частью коллектива.
С Феликсом работает куратор программы "Трудоустройство", который занимается поиском возможностей и предложений по работе, сопровождает студентов на рабочих местах. Мастера швейной, графической мастерских и факультатива по керамике.