«Маленький принц» – это питерская школа танцедвигательной терапии и цирковой педагогики.
Работа с эмоционально-волевыми проблемами, в ходе которой формируются основные навыки, необходимые для успешной социализации людей с аутизмом. Работа рассчитана на годы.
Решаются задачи, общие с задачами нейропсихологической коррекции, сенсомоторной интеграции, телесно-ориентированной терапии и т.п.
Что такое танцевально-двигательная терапия (ТДТ)?
Это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции физического и психического состояния личности.
Метод, по сути, многофункциональный, имеющий различные цели и задачи в разные возрастные периоды жизни человека – от формирования двигательных навыков в первые годы жизни до невербального выражения чувств в зрелости.
Дошкольный и младший школьный периоды | Пубертатный период | Постпубертатный период |
• Отделение своего «Я» от окружения • Формирование самосознания |
• Развитие самосознания • Повышение самооценки |
• Осознание себя как личности • Самоидентификация: кто я? мое место в мире… |
• Привлечение внимания к окружающим • Вовлечение в групповой процесс |
• Взаимодействие с группой • Принятие социальных норм |
• Командная работа. Принятие ответственности друг за друга • Развитие коммуникации • Закрепление и осмысление социальных норм |
• Сенсорное развитие; получение многообразного сенсорного и телесного опыта • Развитие базовых навыков, необходимых для формирования произвольной саморегуляции (умение управлять собой) |
• Невербальные средства коммуникации • Снятие психоэмоционального напряжения, агрессии |
• Телесное самосознание как компенсация интеллектуальной недостаточности • Развитие умения формулировать свои мысли и контролировать эмоции |
• Развитие пространственно-временных представлений (соматогнозис, внешнее пространство, временная организация); ориентация в пространстве |
• Развитие креативности, воображения, символизации |
• Раскрытие индивидуальных чувств через движение • Невербальное обучение жить здесь и сейчас |
• Формирование активного отношения к миру, инициативности, свободы выбора |
• Целенаправленная деятельность • Раскрытие творческого потенциала |
• Социальная адаптация, профориентация |
Важно: расставить приоритеты!
Для получения большего эффекта от участия в программе «Маленького принца» требуется осознание родителями важности происходящего, умение видеть в несерьезной форме серьезное содержание, полное погружение в процесс, выполнение рекомендаций ведущих и домашняя работа.
Существуют ДВА ВАРИАНТА участия: 1) включиться в программу полностью и, выполняя рекомендации специалистов проекта, не спеша, но планомерно подниматься вместе с ребенком вверх по лестнице развития; 2) выхватывать занятия фрагментарно и так ничего и не понять. Это как картина из пазлов: если выпадает часть изображения, сложно понять, что имел в виду художник.
Что значит «полное включение в программу»?
Это значит, что в нашем «календаре» все мероприятия продуманы специалистами проекта. «Полное включение» предполагает работу в детско-родительских группах в помещении клуба по разным направлениям, в выездных мероприятиях, но очень важно – работу родителей со специальным психологом. Составление индивидуального маршрута развития, так называемой «карты маршрута», возможно при совместных усилиях. Необходимо выработать единую стратегию, единую модель поведения, которой будет придерживаться все ближайшее окружение ребенка.
Внимание: «Маленький принц» - это работа в команде и внешний ресурс для ее участников! Это опора для детей в их кризисные периоды жизни, включая испытания пубертата. Ну а поскольку работа командная, то значительная часть направлений посвящена командообразованию (групповому взаимодействию), включая как детей, так и взрослых, что впоследствии обеспечивает их более успешную социальную адаптацию.