Роман Золотовицкий
Роман Золотовицкий, ведущий специалист Центра проблем аутизма (Москва):
— Хорошо, когда у родителя есть интерес исследовать ребенка различными способами, но не для того, чтобы пополнить научную картину, а чтобы собрать конкретные факты о конкретном ребенке. Это и есть субъективный метод. И тогда возникает интерес у родителя и родитель начинает экспериментировать, но опять же не для научного открытия, а для того, чтобы понять, как еще можно общаться с этим ребенком...
Каждый из этих каналов становится мостиком и способом диалога, их должно быть много. Например, даже если ребенок говорит, это должен быть телесный, звуковой контакт. Диалог осязательный. Вы предлагаете ребенку запахи, осязательные впечатления, и он вспоминает, что с ним; он рассказывает языком чувств, и это совершенно не мешает развитию речи, просто это еще один мостик у ребенка. Нужно больше мостов, соединяющих его с окружающим миром. Это сделает нашу связь надежной и управляемой. Ребенку легче выразить свои чувства и легче двигаться к нам. Самостоятельно, активно.
Мне нравится, что есть регионы, которые сразу сделали скачок. Кто-то его не сделал, пошел по пути создания центра консультаций, где идет просто коллекционирование методов, но нет фигуры реабилитолога, который отвечает за целое, за человека. Люди приобретают помещение и потом думают, что с ним делать. Это хомут на шее у родительской организации, который очень сильно тянет вниз. «Ой, у нас теперь есть помещение, мы самостоятельнее…» Ничего подобного. Пришли, посмотрели друг на друга — а что дальше? Не надо хвататься за это. Если сразу есть набор мероприятий, вот как у вас, — замечательно! Вы перепрыгнули, сразу стали создавать события, не просто проводить консультации. Молодцы! Теперь можете проскочить множество холостых шагов.