"Медиаполигон". Репортер провел один день с мальчиком, у которого аутизм

157Лёша, мальчик с аутизмом: «Людей в автобусе не трогать!»

13:39, Владивосток

— Людей не трогать, людей в автобусе не трогать! Моя идея была, моя идея была!

— Лёша, куда мы едем?

— К Сёме, собак люблю, да.

Лёше 14 лет, он аутист. Сейчас мы направляемся в гости к другому мальчику с такими же особенностями. Мама Лёши, Лена Пинчук, три года назад основала во Владивостоке неформальное общество помощи аутистам и их родителям «Маленький принц», где маленьких и уже взрослых детей учат жить среди людей, доверять миру и раскрывать свой творческий потенциал.

Автобус переполнен, Леша потерял маму из виду, вскочил с кресла, побежал по салону.

— Мама, мама! Где?

Некоторые пассажиры смотрят с непониманием, тем не менее замечания никто не сделал. Лёша увидел маму, успокоился и сел на своё место.

160

Лена Пинчук: «Пересчитывать предметы характерно для аутистов»

14:22, Владивосток

— Один, два, три, четыре, пять!

Лёша смеётся. Он посчитал ступеньки лестницы, мимо которой мы проходим.

— Пристрастие к пересчитыванию предметов характерно для аутистов даже больше, чем избегание взгляда. Дома Лёша написал цифры на полочках в ванной, в холодильнике. Он нумерует всё, что можно, — рассказывает Лена Пинчук, мама Лёши,14-летнего парня с аутизмом. Она организовала общество помощи аутистам и их родителям «Маленький принц» три года назад.

Мы идём в гости к Семёну, тоже мальчику с аутизмом. По дороге Лёша останавливается напротив почти каждой многоэтажки, считает этажи. По пути мы зашли в магазин, Лёша сам купил свои любимые пирожки с брусникой.

159

Подросткам-аутистам тоже нужен адреналин

14:57, Владивосток, дом Семёна

Мы добрались до дома Семена, мальчика с аутизмом, дверь открывает его мама. Семен рад гостям, он носится по квартире и весело кричит что-то неразборчивое.

— Привет, привет, Сема! — Леша поприветствовал друга. Леше 14 лет, у него тоже аутизм.

Громко лает французский бульдог по кличке Кора. Леша боится собак, пробегает по комнате и закрывается на балконе.

— Ничего, посидит немного и выйдет. Он всегда преодолевает свои страхи, — говорит мама Леши, Лена Пинчук, три года назад она организовала во Владивостоке неформальное общество помощи аутистам м «Маленький принц».

Собака привыкла к гостям и перестала лаять. Леша вернулся в комнату, сам подошел к ней и сказал: «Гав».

— Подросткам нужен адреналин! — говорит Лена.

 

Детям с аутизмом полезно ездить на автобусе

15:38, Владивосток

— В машине не рисовать! Красный с жёлтым смешать, будет красиво! — говорит Лёша, 14-летний мальчик с аутизмом.

Едем на машине на репетицию кукольного спектакля, который дети с аутизмом и их родители готовят к большому празднику «Маленького принца», неформального общества помощи аутистам, руководит им Лена Пинчук, мама Леши.  В «Маленьком принце» маленьких и уже взрослых детей учат жить среди людей, доверять миру и раскрывать свой творческий потенциал.

Лёша и Семён, у которого тоже аутизм, ведут себя в машине спокойнее, чем в автобусе, не кричат, не прыгают.

— В общественном транспорте у ребёнка много поводов для тревоги, а в машине он чувствует себя в безопасности. Но важно ездить с детьми на автобусе, помимо магазинов, это очень подходящее место для социализации. Пассажиры реагируют по-разному, у ребёнка есть возможность понять и почувствовать, как вести себя с посторонними людьми.

 

Лёша с аутизмом воспитывает сам себя

16:06, Владивосток, неформальное общество помощи аутистам и их семьям «Маленький принц»

— Фотографии трогать нельзя! На улице можно мяч! — говорит Лёша, мальчик с аутизмом.

Мы заехали напечатать бейджики для новых участников неформального общества аутистов «Маленький принц», которым руководит мама Лёши, Лена Пинчук. Здесь на добровольных началах с детьми работают профессиональные педагоги, они проводят занятия, в конечном счёте направленные на социально-бытовую адаптацию детей.

Лёша выскочил из машины, схватил мяч.

— Играть в мяч! Давай, да, — говорит сам себе Лёша, подбрасывая мячик.

— Пошли в типографию, только тихо себя веди, — зовёт его мама.

Заходим, Лёша стучит мячом по полу, смеётся. Сотрудники типографии смотрят на него, улыбаются.

— Тихо вести себя, трогать нельзя, — напоминает себе Лёша и затихает.

На выходе он хватает листочек со стола, быстро рисует маркером на нём закорючку и убегает на улицу.

158

Мальчик с аутизмом помогает себе пережить болезненные ситуации

17:20 Владивосток, редакция «Новая газета»

— На полке не рисовать!

— Что будем делать?

— Будем стирать!

Мы с Лешей, мальчиком с аутизмом, сидим в редакции «Новой газеты». Она находится по соседству с обществом помощи аутистам «Маленький принц», которым руководит мама Леши, Лена Пинчук. Здесь через творчество учат детей быть более контактными, адаптированными к жизни среди людей.

Леша перебирает цветные карточки и повторяет один и тот же диалог.

— Ситуации, когда он что-то натворил и его ругали, болезненные для него. Потом еще долгое время он вслух проговаривает, что тогда говорил и делал и что ему отвечали. Таким образом Леша проживает снова тот момент, который его травмировал, тем самым помогает себе с ним справиться, — объясняет Лена Пинчук.

 

Цирковая педагогика — альтернатива медикаментозному лечению аутистов

18:30, Владивосток, неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц»

Через неделю в «Маленьком принце» будет «Большой праздник».

— «Большой праздник» — это экзамен, к которому мы готовимся уже два месяца. Будет несколько театрально-цирковых номеров, кукольное представление, песни и танцы. Мы даем каждому ребенку возможность показать себя. В процессе подготовки у детей формируется целенаправленная деятельность. Мы ставим конкретные задачи, это мобилизует нас всех, и развитие идет быстрее, — рассказывает Лена Пинчук, директор неформального общества помощи аутистам «Маленький принц», где учат детей с аутизмом жить в обществе, быть более контактными с другими людьми.

Встать на цирковой шар для ребенка — это преодоление страха, повышение самооценки, острота ощущений, выброс адреналина. Всё это необходимо переживать подросткам, особенно в пубертатный период.

— У молодежи сейчас популярны цирковые направления, такие как жонглирование, хождение на ходулях, на джамперах, слэклайн. И наши ребята чувствуют себя крутыми, в теме, не уступают своим ровесникам. А с точки зрения неврологии эквилибристика — в чистом виде мозжечковая стимуляция, которая активно используется в работе с детьми с аутизмом во всем мире. В каком-то смысле это альтернатива медикаментозному лечению, но в отличие от препаратов безопасна и не имеет побочных эффектов, — объясняет Лена Пинчук.

161

Общество помощи аутистам «Маленький принц» во Владивостоке — последователь единственного в мире цирка для хулиганов

19:00, Владивосток, Неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц».

— Всегда привлекала романтика шатра, настоящее цирковое искусство близко мне по духу. Это тот счастливый случай, когда мои вкусы и пристрастия совпали с интересами сына. Для аутистов очень полезны цирковые занятия, потому что такие упражнения отлично развивают сенсорную систему ребенка, это работа с вестибулярной, проприоцептивной, тактильной системами. Результаты очень хорошие: мой сын Леша начал читать в 12 лет, когда уже все говорили, что он никогда не сможет, а Семен в 9 лет стал говорить первые слова, хотя в таком возрасте надежд уже не так много, — рассказывает Лена Пинчук, директор неформального общества помощи аутистам «Маленький принц», где маленьких и уже взрослых детей учат жить среди людей, доверять миру и раскрывать свой творческий потенциал.

На мастер-классе питерского «Упсала-Цирка», который был во Владивостоке, Лена узнала, как цирковая педагогика помогает детям в социально опасном положении — детдомовцам, беспризорникам — и как работает с детьми с особенностями развития.

— Потом я поехала в Санкт-Петербург — в Институт практической психологии «Иматон» учиться на танцевально-двигательного терапевта и параллельно ходила на занятия по цирковой педагогике в «Упсала-Цирк». Вернулась во Владивосток и начала цирковые занятия проводить у нас. Интегративный цирк во всем мире считается одним из самых эффективных методов в работе с детьми с аутизмом, — поделилась Лена Пинчук.

 

Анна Маленко

Полный вариант публикации - https://les.media/broadcasts/dalniy-vostok-sozidateli?tag=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D1%81%20%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BC

 

 

Разработка сайта: Яковлева Анастасия