Людмила Авшарова

Людмила АвшароваЛюдмила Николаевна Авшарова, специальный педагог:

– Рождение детей с ранним детским аутизмом увеличивается с каждым годом. С чем это связано? А стоит ли разбираться, с чем это связано? Они рождаются, заявляются – и стучат, и говорят: «Вы вот старше, вы умные, вы всё знаете, так попробуйте разобраться с моим состоянием и мне помочь». О помощи, образно говоря, они кричат.

И все аффекты – это прежде всего стремление достучаться до ушей окружающих, чтобы они: мама, папа, учительница, тетя в автобусе – поняли, что где-то перегнули палку в отношениях с этим ребенком. То есть это взрослые что-то сделали неправильно, не учли его состояние, не присоединились к его эмоции…

Дети с аутизмом живут в своем мире, и недаром говорят, что они не только особенные, но и царственные дети – и такое есть, потому что они проявляют волеизъявление здесь и сейчас и с помощью аффектов требуют удовлетворения этих потребностей. С ними не забалуешь, не скажешь: «Ай-ай-ай, подожди 15 минут, сядь и допиши «мама мыла раму», а потом мы пойдем на перемену». Это к ним категорически не подходит, они руководствуются своим состоянием нервной системы, на что имеют огромное право, потому что умалять их способности нас удивлять тоже не стоит.

Наши дети весьма доброжелательно относятся к социуму и никакой агрессии не ожидают от него, по большому счету, но вдруг этот социум, который везде гласит, что все люди добрые, иногда выступает недостаточно корректно в отношении, с их точки зрения, неадекватного поведения детей. Обычно родители призывают: «Веди себя прилично». Но при этом сами не понимают, что такое прилично. Прилично – это значит «при лице». А кто не при лице, как дети с аутизмом?

Это желание социализировать детей естественно, и тревога эта – естественна. Самое главное – нужно усвоить для себя, что помощи особенной ждать не от кого. Но если не от кого ждать помощи, то стоит ли опустить руки? Ну, если хочется, можно опустить. Но дети – не дадут. Потому что они желают познать этот мир. Перспектива социализации требует больших усилий, но это достижимо. Далеко ходить не надо. Часто студентам говорят: посмотрите фильм «Человек дождя». Посмотреть его нужно – с какой целью? Общество, которое достаточно более прогрессивно, чем наше, обеспечивает взрослого человека с подобным состоянием всем необходимым, чтобы он не чувствовал себя дискомфортно.

Наши дети всё понимают. И если вы эмоционально присоединяетесь к ним, верите в них, они откликаются, но на уровне, более «ювелирном», чем обычно. Если же вы эмоционально отодвинуты от своего ребенка, то, извините, будет учить вас по полной схеме. И в этом отношении очень важна работа с родителями. Почему важна их роль? Во-первых, хотя бы потому, что большую часть времени дети проводят с родителями. И роль родителей заключается в том, чтобы они передали опыт социального взаимодействия с другими, чужими людьми, но если сами родители не могут наладить контакты с окружающими?.. Ребенку делают замечание, когда он что-то с общей точки зрения сделал не так, а родитель становится на сторону того, кто делает замечание. И задача родителей – определить приоритетное начало. Мир окружающий – это замечательно, у него есть свои законы, мы, социальные единицы, должны уважать эти законы, но возникает скованность, и тогда вот эта ниточка взаимодействия «мать – дитя» прерывается. В этой ситуации ребенок становится одиноким, его ощущения имеют право быть, потому что он живет этими ощущениями. А человек в одиночестве, конечно, поглощает эти эмоции – окружающий мир, по большому счету, весь агрессивен. Задача – чтобы родители, эмоционально более устойчивые, определили для себя приоритетное начало. Для кого они пришли на этот свет? Для своих детей.

Большая ошибка родителей в том, что они отрицательное видят, реагируют на него, порицают, покрикивают, прячут, уходят, лишают – это у них всё отработано. А на положительное у нас реакция какая? Ну сделал и сделал. Я и не замечу, что ты сделал. Нужно перетранслировать, образно говоря, мироощущение, мировосприятие родителя: гораздо полезнее положительное эмоционально подкреплять. А другого пути у нас просто нет, и дети не позволят. Вот задача и заключается в том, чтобы сначала родители почувствовали себя свободно, вышли из этой клетки. Мы помогаем детям учиться у нас положительным эмоциям. Мы радуемся тому, что мы не одни в мире, а дети – присоединяются. И они будут учиться не тогда, когда мы их учить будем, они будут смотреть на нас – и то же самое делать. Новое должно вызывать не страх, а любопытство. Вот в чем задача.

Быть вместе – чтобы не чувствовать себя одинокими. Чтобы не фиксировать собственное внимание на беде, на несчастье. Потому что доминантный вопрос в головах (кто-то признается, кто-то нет) – за что мне это? И были вопросы: почему у всех всё нормально, а у меня так? А когда объединение, то уже чувствуешь по-другому, и через эту призму идет другой взгляд на детей… Эмоции родителей при воспитании очень разные: от раздражения до умиления, от умиления до злости… Всплеск эмоций – потому что живые. Только не нужно путать эмоцию и чувство с качеством личности. Эмоции и чувства кратковременны, сиюминутны, а качества жизни уже создаются годами.

Дорогие родители! Желаю Вам сил, смелости, уверенности в том, что дело наше благое. Благое – потому что дети – всегда продолжение, наше вложение. Родители, образно говоря, вторичны. Дети – наши учителя. Поучиться у наших детей нужно, они просто показывают очевидное.

 

 

Разработка сайта: Яковлева Анастасия