Мы можем сделать наших детей счастливыми

Неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц» отметило год со дня своего рождения

«Маленькому принцу» — год!Говорят, чужие дети растут быстро. Свои же всегда рядом и вроде не сильно-то и меняются, все идет своим чередом, ежедневно решаешь какие-то будничные задачи, одновременно просчитываешь дальнейшие шаги. В суете спотыкаешься, горишь, об других обжигаешься. А потом остановишься, полистаешь дневники, фотоальбомы — большое уже, детище твое, крепнет не по дням, по часам, и одежка мала прежняя, и интересы новые, и ты растешь вместе с ним, меняешься.

Мы начали буквально с нуля. Кроме доверия друг другу, у нас не было ничего. Мы просто по-хорошему разозлились — на прогнозы психиатров, неверие педагогов, скепсис некоторых родителей — и начали делать свое дело, жить по-другому, в полный рост. Несмотря ни на что.

Сегодня главная наша гордость — проект «Астероид Б-612», детско-родительский клуб. Участие в нем предполагает активную родительскую роль, участниками являются и взрослые, и дети, независимо от уровня развития. Многие находятся на домашнем обучении или же вообще не числятся ни в одном учебном заведении, что особенно актуализирует существование такого клуба.

В своей деятельности мы ориентируемся на положительный опыт московского Центра лечебной педагогики и санкт-петербургского центра «Антон тут рядом». Наша задача — создать для детей с аутизмом социальный каркас, коллектив, у которого есть свои обычаи и традиции. Для этого мы стремимся дать как можно больше возможностей для общения каждого с каждым: родителей друг с другом, родителей и детей, детей между собой. Деятельность организована таким образом, чтобы у каждого была возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Важно, чтобы в совместной деятельности уделялось внимание каждому. Чтобы каждый мог стать успешным в чем-то. Вовлекая детей в общую жизнь клуба, мы учим их быть ответственными друг за друга, слушать и слышать других, понимать их чувства, оценивать состояние тех, кто рядом. Одна из приоритетных задач — развитие самосознания, своего «Я», чувства причастности к коллективу и понимания своего места в нем.

«Маленькому принцу» — год!

Веселые совместные прогулки

Здесь важно видеть в ребенке лучшее и развивать его сильные стороны, поощряя в нем инициативу, заражая творческой энергией и жизнелюбием. «Маленький принц» — это школа жизнелюбия. Наш основополагающий принцип: жизнь — игра. Игра как образ жизни. В ход идут все таланты и умения родителей. Это важно и для них самих (здесь и выход из изоляции, и самореализация, раскрытие своего творческого потенциала, личностный рост), и для детей. Чтобы «зажечь» своего ребенка, родитель должен «гореть» сам. Именно через игру возможно установить эмоциональный контакт с самыми неконтактными представителями нашего социума. Очень важно каждому подобрать инструмент, с помощью которого мы сможем раздвигать его границы, раскрывать сильные стороны, которых не может не быть. К сожалению, судя по имеющейся практике, зачастую развитию нестандартных детей мешают неверие в них как родителей, так и педагогов. Пытаясь наладить с детьми с аутизмом контакт, выстроить отношения и структурировать занятия, при первых неудачах они быстро отступают и сдаются.

В своем клубе мы активно используем игровую деятельность: свободные игры, преимущественно сенсорные, фольклорные, игровую форму «Круг», кукольный театр. Также у нас есть творческая лаборатория «Лис Экзюпери», которую ведет театральный педагог Николай Пинчук. В ходе игр решается комплекс задач: установление эмоционального контакта, привлечение внимания к окружающим, включение в групповое действие, удержание в предлагаемом правиле, формирование связи слова и действия, освоение двигательных стереотипов с опорой на ритм, развитие пространственной ориентации, эмоциональная тонизация и т. д.

Другим важным направлением является творческая деятельность. Здесь проводятся мастер-классы по кулинарии, рисованию, декупажу, мыловарению, изготовлению рамочек, магнитов и др. Конечный результат для нас не является самоцелью, главное для участников — процесс выполнения. Пусть вначале поделки далеки от совершенства — огромной победой бывает уже то, что ребенок взял в руки карандаш, или клей, или ножницы. Задача ведущих — поддерживать начинания и поднимать самооценку, эмоционально подкрепляя любые конструктивные действия подопечных. Создание благотворной терапевтической среды в клубе способствует формированию у его участников уверенности в своей значимости, успешности, снимает психоэмоциональное напряжение, негативные поведенческие проявления, уменьшает вероятность появления агрессии. Перенос же приобретенных навыков в среду нетерапевтическую способствует закреплению положительного опыта и делает ребенка более успешным в социуме.

 «Маленькому принцу» — год!

«Маленький принц» — школа жизнелюбия

— Встречи в неформальной обстановке вносят неоценимый вклад в социализацию, развивают умение налаживать диалог с участниками процесса, — утверждает клубный психолог «Маленького принца» Людмила Авшарова. — Пусть на первых порах большая часть труда возложена на взрослых — дети, созерцая сие действо совместного труда, с каждым разом все больше и больше будут проявлять в нем заинтересованность. Не сразу, но обязательно будут! Главное условие — позитивный настрой и искренность.

— Работая с людьми с особенностями развития, работаешь над собой. Иначе никак. Только понимая себя, можно понимать другого человека. Если я не понимаю себя, как я могу понять кого-то? Мне кажется, это очень важная составляющая в нашей работе, — делится своими наблюдениями педагог по движению санкт-петербургского центра «Антон тут рядом» Роза Костяева.

Да, «аутизм — это стимул к развитию для тех, кто рядом» — так заявили мы год назад и не ошиблись. Мы постоянно ищем пути своего развития и развития наших детей. Идея клуба неформальна по своей сути. Чтобы помочь аутичным детям, нужно самим избавиться от многих стереотипов. Забыть о том, что ребенку может быть что-то неинтересно, поверить в его возможности, а главное — взять на себя львиную долю ответственности за его развитие и состояние, перестав перекладывать ее на третьих лиц. Ждем ли мы помощи и внимания государства к нашим проблемам? Конечно, ждем. Воспитание «особого» ребенка, тем более в одиночку, зачастую становится настоящей школой выживания. И мечемся из стороны в сторону, из одного края света в другой, надежда ведь по-прежнему умирает последней, но что по-настоящему в наших силах — это сделать наших детей более счастливыми, раздвинуть границы их сегодняшнего мира.

Более подробно узнать о клубе и записаться на творческие встречи можно на сайте «Маленького принца» http://malenkiy-prints.ru

Елена Пинчук,
руководитель проекта

Опубликовано в "Новой газете во Владивостоке" 9 апреля 2015 года.

Комментарии  
+3 # logoped 25.04.2015 09:26
Лена! И все все все поздравляю вас с годовастиком ;) ! Как много сделано за год! Как много у вас планов! Растет ваше детище, растут ваши дети! Вы молодцы! Удачи вам в реализации ваших самых фантастических планов!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Большая мама 26.04.2015 09:13
Наталья, большое спасибо Вам! И за поздравление, и за ту поддержку, которую мы всегда ощущаем ))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

Разработка сайта: Яковлева Анастасия