«Волшебный мир красок» в гостях у «Маленького принца»

Волшебный мир красокАутизм часто называют болезнью XXI века и, действительно, мир бьёт в колокола: детей с аутизмом становится всё больше, и нет для него ни национальностей, ни какого-либо социального статуса. Поскольку ещё не во всех странах эта проблема признана на государственном уровне, часто поддержка таких семей зависит от них самих. По всему миру родители объединяются, создают ассоциации и решают разные задачи — от информирования общества о проблемах аутизма до собственно развития и социализации своих детей.

Именно так родилось и во Владивостоке неформальное общество помощи аутистам «Маленький принц». Это творческое объединение включает в себя несколько десятков семей и предполагает активную роль родителя. Участниками являются и взрослые, и дети независимо от уровня развития.

— Мы ориентируемся в первую очередь на положительный опыт Центра лечебной педагогики (Москва), центра «Антон тут рядом» и «Упсала-Цирка» (Санкт-Петербург), — рассказывает руководитель организации Елена Пинчук. — Наша задача — создать для детей социальный каркас, коллектив, у которого есть свои обычаи и традиции. Волшебный мир красокВовлекая детей в общую жизнь клуба, мы учим их быть ответственными друг за друга, слушать и слышать других, понимать их чувства, оценивать состояние тех, кто рядом. Постепенно, step by step , у них формируется свое «Я», чувство причастности к коллективу. У каждого человека должна быть возможность проявить себя, свои таланты, свой творческий потенциал. Мы создаём благотворную, развивающую среду. Устанавливаем эмоциональный контакт и далее решаем конкретные задачи. Идём от конкретного запроса для конкретного ребенка. В наших силах раздвинуть границы его сегодняшнего мира, заразить творческой энергией и жизнелюбием… «Маленький принц» — это школа жизнелюбия прежде всего, игра как образ жизни.

Узнав о благотворительном арт-проекте «Волшебный мир красок», мы интуитивно почувствовали, что это именно то, что надо детям, которые занимаются в нашем центре. Потому что концепция проекта во многом совпадает с нашей. Во-первых, это открытый позитивный посыл, живое общение и новые эмоции. Во-вторых, это нестандартный подход к живописи, возможность экспериментировать и самовыражаться. И в-третьих, это объединение единомышленников, которое направлено на помощь, развитие, интеграцию детей в социум, на их социальную адаптацию. Для нас важен процесс, и мы видим, что в работе с нестандартными детьми и методы нужны нестандартные. Аутизм — это вызов стереотипному мышлению, стимул к развитию для тех, кто рядом. В первую очередь, родители, специалисты, вообще окружающие должны начать мыслить более гибко и свободно, только тогда мы сможем помочь нашим замечательным детям.

Любому человеку хочется просто общения, и аутичные дети — не исключение. Поэтому все усилия и родителей, и специалистов направлены на то, чтобы ребёнок, а впоследствии взрослый мог ориентироваться в обществе и существовать в нём самостоятельно или с частичной поддержкой, учитывать интересы других и отстаивать свои. Учиться этому можно только на практике, в процессе общения — ни в коем случае не в изоляции. Смотреть на мир смелее — это относится и к детям, и к взрослым. Волшебный мир красок«Волшебный мир красок» как раз даёт ту самую возможность общения через цвет, краски, образы. Детям аутистам тяжело выразить свои мысли, но благодаря живописи и творчеству общение с ними становится понятнее. Главной победой на сегодняшний день является очевидное желание ребят заниматься, рисовать и пробовать новое.

Мы не можем стоять на месте, наши дети нам этого не дадут, мы развиваемся вместе с ними. Работая с людьми с особенностями развития, работаешь над собой. Иначе никак. Только понимая себя, можно понимать другого человека. Так мы подключили и родителей к процессу рисования. И свои первые картины ребята рисуют совместно со своими мамами, что позволяет им лучше понять друг друга. Идея клуба неформальна по своей сути, как и идея «Волшебного мира красок». Чтобы помочь аутичным детям, нужно самим избавиться от многих стереотипов. Забыть о том, что ребенку может быть что-то неинтересно, поверить в его возможности, а главное — взять на себя львиную долю ответственности за его развитие и состояние, перестав перекладывать её на третьих лиц.

К счастью, ситуация в нашем обществе меняется к лучшему. У детей и родителей всё больше выбора, всё большее число людей узнают об этом явлении, становятся более терпимыми и к людям с особенными потребностями, и, как следствие, друг к другу.

 Екатерина Бабенко, основатель и руководитель благотворительного арт-проекта «Волшебный мир красок»

Волшебный мир красок— В самом начале нашего пути, я много думала о том, какие ребята будут участвовать в проекте. Это был нелегкий вопрос, потому что возможность погрузиться в мир красок хотелось дать всем. Несмотря на амбициозные желания, надо, всё-таки, реально оценивать свои возможности, хотя мне лично очень хотелось привлечь к искусству ребят с расстройством аутистического спектра. Но должна признаться, волнение и некая боязнь того, что мы можем не справиться, заставили отложить идею поработать с этими детьми на неопределенный срок. Мне казалось, что эти особенные ребята, со своим нестандартным восприятием мира нуждаются в серьезных специалистах, дефектологах, которых в нашей команде нет. Но видимо самые сильные мысли и желания, правда, материализуются, и на форуме некоммерческих организаций, куда нас пригласил благотворительный фонд «МАМА», мы познакомились с Еленой и её неформальным обществом «Маленький принц». И на сегодняшний день мы уже провели несколько занятий с ребятами и их родителями. С нашим педагогом Анной мы немного скорректировали программу, к особенным детям нужен особенный подход. И глядя на увлеченность ребят, у нас есть большая уверенность в том, что мы всё делаем правильно и очень скоро они тоже смогут показать свой волшебный мир, написанный на холсте.

 Анна Бутурлина, педагог, художник-живописец, преподаватель по живописи в Профессиональном колледже ДВФУ

Волшебный мир красок— Занятия с аутичными детками, конечно, отличаются по восприятию самого процесса. Ребята по-особенному воспринимают информацию, и иногда кажется, что у тебя не получается донести её правильно. Например, они не смотрят в глаза, порой не реагируют на, казалось бы, очень интересные вещи. Твоя задача как-будто достучаться до них, приложить максимум усилий и показать миллион фокусов, которые могли бы привлечь их внимание. Но когда абстрагируешься от стереотипов, начинаешь чувствовать, ощущать их присутствие. Это большая работа не только с ними, но и с самим собой. Ты учишься смотреть глубже, понимать на каком-то невидимом уровне. И тогда ты видишь отдачу. На сегодняшних наших занятиях мы не стремимся написать сразу шедевр, мы вообще пока не думаем об итоговых картинах. Мы привыкаем к процессу, делаем пространство доверительным и привычным. Каждый раз наблюдаем и привносим что-то новое. Это очень увлекательный и познавательный процесс не только для них и их родителей, но и для тех, кто столкнулся с этими особенными детьми впервые.

 

Понимая таких людей и, может, даже принимая участие в их жизни, вы тоже вносите вклад в их развитие, своё развитие и развитие всего общества. Есть мнение, что такие дети приходят в этот мир, чтобы сделать его добрее, и в наше неспокойное время это звучит очень актуально.

 

Опубликовано в журнале [OFF] 03.2016

PDFpdf-версия статьи в журнале

 

 

Разработка сайта: Яковлева Анастасия