"Млечный путь" – проект, основанный на сенсорной интеграции

141

Собираясь на первое занятие «Млечного пути», нового направления «Маленького принца», я попытался тщательно следовать данной заранее инструкции – «надевайте то, чего не жалко». Надел старую футболку и такие же штаны. Но оказалось, что большая часть пятен все-таки пришлась на куртку, хотя я и снимал ее на занятии.

Первое, что я заметил в клубе, – странное сооружение на обоях, расстеленных на полу.

Для ограничения пространства, которое будет забрызгано краской, поставили деревянный каркас, который затем обтянули пленкой. И только тому, кто проползет под ней внутрь, открывался мир сенсорной интеграции. Мир, где стираются привычные запреты и рисовать можно в любом месте любой вещью. Для этого уже были заготовлены краски с гуашью, фломастеры, кисти, прозрачные зонтики. Дети, трое участников занятия (Семен, Вадим и маленький Костя), рисовали на обоях, постеленных на пол, зонтиках и пленке ограды. Было готово еще и стекло в рамочке, на него не обращали внимания, и я, оказавшись внутри, взял его себе. Довольно быстро мою руку облили синей краской (чего следовало ожидать – брызги летели повсюду), и она пригодилась мне для первых мазков.

Далее, захватив относительно чистый кусок территории, я нарисовал голову хоббита Фродо, в ужасе стоящего перед волшебной чашей, полной воды, глаз Саурона в этой чаше и надпись над ней: «Зеркало Галадриэль». Это было большой ошибкой – занимаясь только своей картиной, я не смотрел на других, и кто из них что рисовал, потом пришлось узнавать вопросами. Переставив картину подальше от брызг краски, я стал наблюдать за остальными с внешней стороны пленки – там уже был покрыт изображениями весь бумажный пол и вся внутренняя сторона, кроме «моей» части. Что и требовалось от сенсорной интеграции – ее главная цель в освобождении и раскрепощении, что особенно нужно детям-аутистам, которым очень сложно научиться говорить.

После того как Анастасия Яковлева сфотографировала «Зеркало Галадриэль», послышался возглас Елены Пинчук: «А теперь плесните на Володину картину краской!» Я протянул стекло Елене и сказал: «Пожалуйста, бейте, замазывайте, ваша же собственность!» Возможно, именно это картину и спасло – мне тут же было предложено поставить ее в сторонку. Елена прокомментировала это словами «Хочется похулиганить». Конечно, внутри пленки никакое действие хулиганством бы не было. Но вскоре выяснилось, что пленкой надо было обтягивать весь клуб...

Ведущая «Млечного пути» Юлия, мама Вадима, занималась в основном с Костей, учила его не бояться мазать руки в краске и рисовать пальцами везде, где можно. Скорее всего, это пошло ему на пользу. Вадим в это время, нарисовав большое дерево и буро-зеленую чащу на двух внутренних сторонах пленки, открыл новое применение для красок и стал раскрашивать себя. Когда он покрыл густым слоем синей краски руки и лицо, все смеялись и называли его Аватаром (правильнее было бы На'ви, но какая разница?). Сам Вадим возражал и называл себя Синеруком (возможно, кто-то такой есть в его любимых «Трансформерах» – среди них немало синих). Умиление быстро прошло, когда мальчик закончил играть с краской и начал использовать руки по прямому назначению, оставляя повсюду синие пятна. Слова «Вадим!!! Нет!!!» повторялись чаще, чем любые другие.

Третий участник, Семен, не рисовал ничего, пятна от краски, казалось, причиняли ему боль – так можно было подумать по его крикам. Он никак не отвечал на предложение порисовать, но и сам внес два небольших вклада в общее занятие. Увидев отставленную в сторону картину «Зеркало Галадриэль», мальчик подошел и ткнул Темного Властелина в глаз. Естественная детская реакция и на зло, и на «кто-то на меня смотрит». Картина не пострадала, оставшееся пятно я быстро перевел в ее часть. А уже в конце занятия Семен сделал мазок красной краской по стене – хотел ли он внести свой вклад в общее рисование или просто вытереть руку о стену, осталось неизвестным.  

Больше всех порадовалась занятию и проявила себя Екатерина, мама Семена. Она нарисовала кистью очень интересную абстракцию на бумажном полу и домик на внешней стороне пленки, а после этого сделала красочную роспись двух зонтиков. Впрочем, это не было неожиданным; все видели ее колоссальные успехи в сенсорной интеграции на «Розе Экзюпери».

После занятия – но еще до того, как Анастасия Яковлева демонтировала свое сооружение, – я спросил Елену:

– Как вам понравилось сегодняшнее занятие?

– Мне очень понравилось. Сегодня это у нас в первый раз, все новое, все так необычно...

Во время уборки помещения она выразилась более прямо: «Что-то психи мы сегодня...»

Мое участие в «Млечном пути» закончилось тем, что я вынес оставшуюся после занятия гору мусора (пленку, обои и прочее). И вот здесь-то моя куртка и пострадала. Впрочем, дома ее благополучно вычистили, и высока вероятность, что я надену ту же самую одежду на следующем занятии по сенсорной интеграции. А что я могу сказать о своем впечатлении от этого занятия? Ничего. Комментариев нет.

Владимир Кошкин

Комментарии  
# Владимир Кошкин 15.11.2016 09:19
Благодарю за публикацию.

В изначальном варианте этой статьи был еще эпиграф:

"Чем различаются газетная статья и научная?
В газетной статье автор пишет "Я", а в научной статье автор пишет "МЫ"".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Большая мама 15.11.2016 12:30
Володя, да, с сожалением не поставила. По техническим опять же причинам. На главной странице все сливается в один текст, и непонятно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Владимир Кошкин 15.11.2016 22:30
Ничего. Когда у вас будут фото, лучше всего будет связать их ссылками с этой статьей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Владимир Кошкин 16.11.2016 19:45
Фотографии можно посмотреть здесь: http://malenkiy-prints.ru/fotodnevniki/428-13-noyabrya-mlechnyj-put-sensornaya-integratsiya
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

 

Разработка сайта: Яковлева Анастасия