Николай Пинчук. Наблюдение 2

131Музыка!

Не перестану повторять, что музыка - это эмоции в чистом виде (хоть наверняка какой-то гад из древних-великих сказал это раньше меня :))) Но это ещё и ГАРМОНИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ЭМОЦИИ!!!

Работаем с нашими аутистами старше 14. Эмоции аутиста - это нечто запредельное. Если для нас, типа "нормальных", порой управлять своими эмоциями бывает очень непросто, то для них и подавно. Некоторым людям, далеким от проблемы, но желающих узнать, в чем суть, я обычно объясняю так:

- Вот представь себе: ты что-то увидел, и тебе в мозги ударило, условно, 20 нейроэлектрических импульсов. А ему от этого же самого - все 220.

Ну, как "работает" с этим "11-кратным превышением нормы" традиционная медицина, мы знаем - да здравствует ее величество химия... :)

Но и без химии у многих аутистов срабатывает какая-то защитная блокировка - да-да, то самое отстранение от окружающей среды, замкнутость, внешняя (подчеркну: именно внешняя, ибо мы не знаем, какие вулканы в это время взрываются там внутри) "безэмоциональность", "холодность" и тэпэ.

В "нормальной" жизни примеров подобной блокировки достаточно - тот же пресловутый ступор при сильном испуге. Но мы знаем, что этот ступор хоть и может в каком-то случае спасти физическое тело, ничего не дает для выхода из ситуации, особенно для выхода конструктивного. Ибо полностью подавляются эмоции, а интеллект работает вхолостую, тупо фиксируя всё происходящее, но не обрабатывая это, не принимая никаких решений. Да и сами решения, даже если они приняты интеллектуально, не могут быть приведены в действие без эмоций.

Подчеркну, что эта блокировка - не наш интеллектуальный контроль, а природная, очевидно исходящая из инстинкта самосохранения.

Так вот, если у нас она срабатывает в редчайших критических случаях (а некоторые сильные натуры могут и преодолевать её), то у аутиста она - почти перманентное состояние. Либо - другая крайность - его расколбашивает так, что окружающий мир только держись... (И тогда используют блокировку химическую.)

Однако полноценного развития личности без включения эмоций быть не может, эмоции в познании мира и себя играют не меньшую роль, чем не в меру возвеличенный ныне интеллект (об этом написана гора трактатов, посему увольте меня теперь от ссылок, цитат и примеров).

Ну так как включить эмоции у аутиста, и включить их так, чтобы он сам мог ими управлять?

Сразу говорю: никакого чуда сейчас не опишу. Нам бы для начала просто выйти за рамки защитной блокировки, хоть какие-то эмоции включить.

Музыка здесь не просто создание атмосферы, позволяющей типа "расслабиться" - оставьте это для дешёвого клубняка. Вообще для аутистов музыка - отдельная тема. Некоторые даже на очень спокойную и тихо звучащую музыку реагируют однозначно: "Громко!" - и норовят выключить. Именно поэтому я первые занятия проводил вообще без музыки, хотя все мои обычные тренинги основаны на музыке как на трёх китах, с самой первой минуты самого первого занятия. А здесь только когда понял, что в этой группе музыка не будет вызывать ни у кого аллергии, начал постепенно её вводить.

Итак, группа аутистов от 14 и старше. Они не смотрят в глаза, они отворачиваются, но это вовсе не значит, что они не хотят общаться. Они в себе потому что им очень больно выходить наружу. Ибо импульсы от общения, от встречи глазами, от взаимного приветствия долбанут их так, что и иным "здоровым" мало не покажется.

Приветствуем друг друга в кругу, как обычно. Затем включаю первую тему, предлагаю:

- Давайте просто постоим под неё, покачаемся (кто хочет), а потом начнём здороваться.

Затем так же вторую, третью.

Музыка здесь - как пластырь. Она помогает в первом случае поздороваться весело, энергично, во втором - лирично и немного пафосно, в третьем - спокойно, расслабленно и слегка задумчиво. Она помогает вывести эти эмоции, но в то же время обволакивает, прикрывает оголённые нервы...

Затем повторяем то же во встречном движении: каждый по очереди идёт навстречу группе, которая в линию по одному идёт навстречу ему - все по возможности в ритме и атмосфере данной музыки, разумеется.

Встреча с первым - хлопок ладонью о ладонь - Привет, Василий!.. ну и так далее.

Короче, ничего особенного, никакого открытия Америки. Просто чертовски приятно у парня, который всё время, опустив веки, бормотал себе под нос: "Я Фёдор... потом поговорим... не болей..." - видеть блеск и азарт в глазах. Ну хотя бы на несколько секунд для начала...

Поделиться
 
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Мы будем благодарны за любую помощь. Все средства пойдут на развитие проекта «Маленький принц».

Спасибо!

Разработка сайта: Яковлева Анастасия