Сапожник с сапогами
Уже несколько лет у меня было две мечты: одна – о том, что Лёша сможет оставаться дома один, другая – о том, что он сможет перемещаться по городу самостоятельно. Лет так в двадцать, может быть. Но не в четырнадцать же!!!
…В то утро мы очень испугались. Лёша всегда ждал меня на первом этаже подъезда, если спускался первый, но в этот раз – его не оказалось там.
Вообще тема страха – это отдельная тема, требующая постоянной работы над собой, с психологом и без. Где тот рубеж, когда ты сможешь осмелиться дать ребенку эту возможность почувствовать себя взрослым? Где этот родительский страх небезоснователен, а где он уже становится тормозом в развитии детей? Здесь можно только чувствовать. Только чувствование, и никакой логики.
Мы с Лёшей шли в школу. И он принял свое волевое, осознанное решение.
Но я не побежала его догонять. Я боялась, что он просто потерялся, хотя отлично знала, как он себя ведет, если теряется. Стояла на перекрестке и ждала: вдруг вернется? Вдруг побежал, пользуясь случаем, просто на качели или разбить бутылку, пока никто не видит? Боялась, что вернется, меня не найдет и вот уж тогда побежит, будет кричать и плакать… И я стояла и плакала. Хотела бежать и кричать… Но Лёшин папа сказал никуда не уходить, а сам бросил всё и бегал по району. Вместе с полицейским патрулем. Наверное, бегать в такой ситуации все равно легче, чем просто стоять и ждать. А лучше бежать и орать, вот так: «Ааааааааааааааааа!»
И вдруг спасительный звонок из школы: «Елена Александровна, ну, он пришел!» — «Держите его, держите, держите!» …Нет, не удержишь этого парня. Вырос. 40 минут самостоятельного путешествия. Два автобусных маршрута, с пересадкой.
Еще когда Лёше было десять лет, родители других детей с аутизмом недоумевали, почему я не держу его за руку. А я не могла представить, как можно держать десятилетнего пацана за руку?! ))
…Всё чаще Лёша принимает такие решения, осознанные.
2-я группа аутизма! Это невероятно – то, что происходит с нами.
Помню, когда на курсах в Центре лечебной педагогики в Москве сказали (то ли Екатерина Юрьевна Климонтович, то ли Имма Юрьевна Захарова, то ли Елена Вячеславовна Моржина… все – достойнейшие специалисты в области развития детей с нарушениями развития, и счастлива, что довелось в жизни с ними встретиться, и слушать их лекции, и быть причастной…), что если у ребенка сформировалось целеполагание, то значит, главный рубеж пройден и обратной дороги нет. Я тогда сглотнула слезы – обратной дороги быть уже не могло.
Сегодня я понимаю: да, мы «победили аутизм». Остались отдельные проблемы: речевые, интеллектуальные, еще чуть-чуть эмоционально-волевые, но аутизма как такового, всепоглощающего, всеобъемлющего – его больше нет. Он рассыпался на отдельные кусочки.
Уж с чем, с чем, а с целеполаганием у «маленьких принцев» всё в порядке! Если родители верно расставляют приоритеты, не застревают годами на этапе принятия, не пытаются идти по легкому пути, избегая стрессов, понимают, что главное – развить у ребенка гибкость, адаптивные способности, то самое целеполагание, дать почувствовать ему радость человеческого общения и, конечно, ощущение безопасности.
Сегодня Лёша стал гибче и пластичнее своей мамы. Это он, подросток с т.н. аутизмом, идя принять ванну и узнав, что нет горячей воды, может стукнуть сгоряча об стенку кулаком, сказать: «Не получилось!» - и пойти дальше, напевая себе под нос. Или, когда ему пообещали карусели в парке, но уже в автобусе зазвонил у мамы телефон и вдруг надо ехать с ней на работу, пожмет плечами и спокойно изменит свой маршрут, мол, семь пятниц у них на неделе… Странный народ, эти взрослые.
Господи, какой ценой всё это достигнуто! Сердце ликует, и чувствую я себя сапожником с сапогами…
Но, Лёша, пожалуйста… не езди без мамы. Хотя бы до двадцати лет.